Интересна психология спорта? Присоединяйся! | ||
Клуб спортивной психологии Катализатор |
||
на главную | о проекте | сотрудничество | контакты | статьи, материалы психологам | спортсменам | тренерам | руководителям | семинары, встречи |
статьи по психологии спорта Е. Тихвинская Переживание состояния спортивной формы Вспомним о том, что эмоции отражают соотношение актуальной потребности и объектов внешней и внутренней среды. Потребность повышения подготовленности, тренированности и спортивной формы у спортсмена актуализирована. Соответственно, любое упражнение или состояние в процессе тренировки должно сопровождаться эмоциями или переживаниями, которые сигнализируют о том, как это упражнение соотносится с актуальной потребностью в развитии, опосредованной мотивом достижения соревновательного результата. Это дает основание учитывать эмоции и переживания при составлении плана тренировки, выбирая тренировочные упражнения, положительно соотносящиеся с потребностью повышения тренированности и спортивной формы. Основная трудность – отличить потребность повышения тренированности от других потребностей (поесть, поспать, пообщаться и т. д.). Поэтому серьезно контролировать тренировочный процесс посредством переживаний получается только у квалифицированных, опытных спортсменов, имеющих навык и опыт самонаблюдения. Исследования с помощью анкет самооценки, разработанных В.К. Сафоновым и Г.Б. Суворовым в лаборатории спортивной психологии СПбГУ (анкет самооценки ожидаемой и реальной легкости выполнения тренировки, самочувствия до, на и после тренировки), показали, что чувство субъективной легкости (стоимости поддержания знакомых усилий) является достоверным критерием качества выполнения тренировочных заданий. Чувство субъективной легкости – психологический показатель тренированности. Чувство «снаряда» («чувство мяча», «чувство снега», «чувство стопы», «чувство цели» и т. д.) – психологический показатель спортивной формы – специфической чувствительности спортсмена. Если речь идет о спортсменах высокой квалификации, то возможность и необходимость управления тренировочным процессом на основе самооценок состояния, субъективных ощущений и переживаний можно считать доказанной. На практике, тренер, работающий со спортсменом экстра-класса, как правило, учитывает мнение спортсмена относительно тренировок, часто их взаимоотношения носят характер консультаций. Сложнее с детьми и менее квалифицированными спортсменами. Адекватны ли субъективные переживания, субъективная картина состояния и действительное, реальное психическое состояние? Одной из причин совпадения или несовпадения субъективного фактора (чувства усталости) с объективным (изменение физиологических функций при физическом утомлении) является наличие или отсутствие у испытуемых опыта в анализе мышечных ощущений. Субъективные показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать. Понимание же приходит с опытом, который предполагает целенаправленное обучение в анализе мышечных ощущений, при различных видах деятельности. Адекватность самооценок тем больше, чем чаще этот человек переживал крайние изменения своего состояния и чем непосредственнее эти изменения определяли успешность его деятельности. источник: Е. Тихвинская. Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007 |